Главное меню

Поиск по сайту

Сейчас на сайте
# 10: Гости
# 0: Пользователи
# 20158: Пользователи с регистрацией

Вы гость здесь.
+ регистрация

Последний посетитель:
# Glogi: 6 м. назад
# ygeva: 15 м. назад
# wickedflaw: 25 м. назад
# aluwa: 1 ч. 2 м. назад
# yhuporedu: 1 ч. 35 м. назад
# iqohikux: 2 ч. 30 м. назад
# ballssnake: 2 ч. 53 м. назад
# aboga: 2 ч. 56 м. назад
# occurtent3: 2 ч. 56 м. назад
# magicalnar: 2 ч. 57 м. назад
# ikikoz: 3 ч. 28 м. назад
# unycehol: 3 ч. 57 м. назад
# SignumDAW: 4 ч. 6 м. назад
# exyfi: 4 ч. 58 м. назад
# laneassume: 5 ч. 17 м. назад
# imirer: 5 ч. 39 м. назад
# elazopo: 5 ч. 45 м. назад
# starveenmi: 6 ч. 45 м. назад
# admin: 6 ч. 50 м. назад
# ufaso: 7 ч. 10 м. назад
# colorwillo: 8 ч. 6 м. назад
# ymykojez: 11 ч. 7 м. назад
# softsafety: 11 ч. 12 м. назад
# ofycuh: 13 ч. 50 м. назад
# resoluteju: 14 ч. 3 м. назад


История. Память. : На поиски «Аэрокобры». Второй этап

Отправлено admin в 26.10.15 09:32 (1110 прочитали)

В сентябре этого года состоялась вторая экспедиция на поиски военного истребителя «Аэрокобра», который пропал в чунской тайге в 1943-м. Упавшую «Аэрокобру» пилотировал капитан Григорий Чуйко. Летчик перегонял самолет из Киренска по пятому участку воздушной трассы «Аляска-Сибирь», в точку назначения он так и не прибыл и до сих пор считается пропавшим без вести.

С тех пор прошло почти 70 лет. Летом 2013 года парашютисты-пожарные прокладывали минерализованные полосы и нашли обломок неизвестного воздушного судна. Тогда и зародилась идея о создании поисковой группы. Мэр Валерий Тюменцев и депутат Законодательного Собрания Наталья Дикусарова поддержали инициативу, и в конце сентября 2014 года на поиски военного истребителя отправилась экспедиция. Отряд обследовал лесной массив в местности, где нашли первый фрагмент самолета. Тогда удалось обнаружить еще два фрагмента, но из-за сырой и холодной погоды экспедиции пришлось вернуться. Найденные обломки отправили на экспертизу в Москву. Возраст находки не определили, но установлено, что фрагменты сделаны из алюминия марки Д-16. Его изобрели в Германии в 1911 году и использовали в самолетостроении Германии и США. В нашем самолетостроении во время войны использовался алюминий марки Д-1, и это косвенно подтверждает западное происхождение обломков воздушного судна.



Второй этап поисковой работы стартовал 21 сентября 2015 года. Митинг в Сквере ветеранов у могилы военного летчика Алексея Никитина, пожелания и напутствия – и экспедиция из 17 человек отправляется в путь. В ее составе - историк авиации Михаил Денискин (он более 30-лет занимается историей авиации в Восточной Сибири, в том числе изучением перегоночной трассы «Аляска-Сибирь»), сотрудник центральной авиабазы г. Пушкино Максим Гришин, заместитель начальника центральной авиабазы Александр Аксенов, работники Чунского авиаотделения, предприниматель Павел Курта, фотограф Владимир Кекелев, инициативная группа жителей из Братска и Чуны, водитель Чунского лесничества Валерий Матвеев. Как и в первый раз, руководил экспедицией начальник Чунского авиаотделения Александр Плеханов – опытный летчик и знаток чунской тайги, тот, кто сумел зажечь идеей найти пропавший самолет, установить причину его гибели, предать земле останки пилота. Наверное, нужно не только хорошо знать историю, но и быть летчиком, чтобы так близко к сердцу принимать трагедию, которая разыгралась в чунском небе 70 лет назад – во имя того, чтобы это небо осталось мирным, отдать последние почести погибшему коллеге…

…Документы военного времени крайне скупо упоминают об этой катастрофе. «Аэрокобра» Григория Чуйко при перегоне отстала от группы и приземлилась в Нижнеилимске. Причина неизвестна, вероятно, это была поломка истребителя или болезнь пилота. 24 октября 1943 года Чуйко отправился догонять свою группу, после вылета находился на связи 15 минут, а потом пропал. В военных архивах почему-то нет рапорта о пропаже истребителя – еще одна загадка Великой Отечественной.

- Перегоночная трасса была очень сложной. Внизу сплошная тайга, никаких ориентиров, изменчивый рельеф, холодный воздух, неустойчивая связь. Из-за этого происходило очень много воздушных катастроф, - рассказывает Александр Плеханов. Может быть, именно эти обстоятельства повлияли на исход полета «Аэрокобры»? Чунская тайга до сих пор хранит эту тайну...
Технику для поездки выбрали с большой проходимостью, такую, что не боится бездорожья: ГАЗ-66 предоставил Баерский лесхоз, а КамАЗ - Иркутская авиабаза. Путь предстоял непрямой и дальний, на север, за три сотни километров от районного центра, в таежную глухомань, к среднему течению реки Мура. Обследовать нужно было достаточно большой район, примерно 40 квадратных километров. Круг поисков, хотя и сузился с прошлого года, остался внушительным. Точными координатами поисковики, конечно, не располагали. Единственным ориентиром для них служило некое болото, о котором в своем письме упоминает водитель, работавший на строительстве вихоревской дороги в 1984 году. Он написал Михаилу Денискину, что лесник из Червянки в начале 70-х обнаружил в болоте американский самолет. Болото на тот момент было чистое, окруженное зарослями карликовой березки. Затопленный истребитель, по описанию лесника, был целым, из воды торчала только хвостовая часть. Вероятно, этим и объясняется гибель пилота – при падении он получил травму и не смог выбраться из кабины. Александр Плеханов предполагает, что он тоже бывал в этой местности в 1996 году, на лесном пожаре, когда отряд десантников-парашютистов из болота заправлял емкость водой. Но самолета тогда не видели. Может, находились с другой стороны - болото внушительных размеров. Может, самолет от людских глаз спрятала буйная растительность, за десятилетия сплошняком покрывшая поверхность воды. Не исключено, что это было не то болото, где лесник нашел самолет, а другое, которое рядом. Словом, информация очень относительная. Уточнить не у кого, очевидцев давно нет в живых. С воздуха не разглядишь, что там кроется под болотными зарослями. На машине здесь не проедешь. Остается только идти пешком и обследовать все участки, похожие на описание лесника.

Так и поступали: по лесам и болотам шли цепочкой, на расстоянии 10 метров друг от друга, тщательно осматривая все холмики и возвышения, работая руками и лопатами. Места здесь по-настоящему дремучие, ни переправ, ни дорог. Условия, расстояния и ландшафт в этот раз оказались на порядок сложнее, чем в прошлом году. Поиски продолжались с рассвета до сумерек, за световой день старались успеть обойти как можно больше. Между собой общались по радиосвязи, с «большой землей» - по спутниковому телефону. Это были дни, полные надежды, риска, чувства единой команды, чувства плеча, ощущения причастности к прошлому. Возвращались усталые, промокшие. Под ночным небом у костра сушили отсыревшую одежду, долго обменивались впечатлениями, гипотезами. Вспоминали, как пришлось свалить дерево, чтобы перебраться через реку, обсуждали новый утренний маршрут. Ночевали в палатке, в машинах, со стоянки на стоянку перевозили припасы и снаряжение. Подсчитывали расход ГСМ, чтобы хватило на обратный путь; потом окажется, что за поездку сожгут семьсот литров горючего, и на нулевом километре дороги Братск-Богучаны придется докупать еще 40. Каждый день внимательно следили за погодой, ждали из Братска вертолет, чтобы перебрасывать людей через недоступные участки болота, и каждый день по телефону давали вертолету отбой. Погода была совершенно нелетная, дул ветер, валил снег с дождем – все-таки чунские «севера» показали свой несговорчивый характер.

Что ж, у поисковиков характер еще упорнее, и надежды они не теряют. На будущий год они намерены организовать третий поход к предполагаемому месту крушения самолета, но планируют применять более современные методы.

- Продолжим поиски сразу отсюда. Других вариантов просто нет, все сходится именно на этом болоте. Сейчас понятно, что визуально его обследовать не получится, оно очень большое и заросшее березняком, добраться можно не до каждой его точки, - говорит Александр Плеханов, - поэтому на следующий год мы постараемся задействовать квадракоптер. Эта техника оснащена камерой, способна летать на небольшой высоте и передавать на землю изображения. Квадракоптер придется доставлять из Москвы, но предварительное согласие центральной авиабазы лесоохраны мы уже получили.

Наверняка и в следующем году найдутся те, кто поддержит экспедицию в материальном плане. А пока участники похода искренне благодарят за помощь администрацию района и мэра Валерия Тюменцева, заместителя председателя Законодательного Собрания Иркутской области Наталью Дикусарову, руководство ОАО «Чунский ЛПК», предпринимателей Павла Курта, Дмитрия Хрычова, Сергея Богданова, Любовь Низамову и всех, кто оказал содействие в организации экспедиции.

Расследование катастрофы на перегоночной трассе «Аляска – Сибирь» продолжается.

Фото Владимира Кекелева.



Источник - http://chuna.irkobl.ru/news/detail.php?ID=24007

 

 
Дополнительные ссылки

· Другие новости раздела: История. Память.
· Подробнее о пользователе: admin

Самая читаемая новость раздела История. Память.:
· Погиб Игорь Юраш

Последняя новость раздела История. Память.:
· А у нас Русланова сидела

Версия для печати  Отправить эту cтатью другу




. Реклама .



- Генерация страницы: 0.075578 секунд -